Мос огород
Назад

Керамическая посуда: за и против || Состав керамики для посуды

Опубликовано: 08.05.2020
Время на чтение: 8 мин
0
1

Что делают из керамики?

В зависимости от назначения различают керамические изделия промышленно-строительные, технические, хозяйственно-бытовые и художественно-декоративные.

К промышленно-строительной и технической керамике относят кирпич, черепицу, печные изразцы, облицовочные и половые плитки и др.

В состав хозяйственно-бытовой и художественно-декоративной керамики включают гончарную посуду, а также посуду и художественно-декоративные изделия из фарфора, фаянса и майолики.

Гончарной называют посуду, изготовленную из простых окрашенных глин. Она может быть глазурованной и неглазурованной.

Фарфор и фаянс — это изделия с белым, обычно глазурованным черепком, причем у фарфора он сплошной, спекшийся, а у фаянса — пористый.

Майоликовыми называют изделия с пористым черепком из белых или слабоокрашенных глин, имеющие на корпусе рельефный узор и покрытые цветной глазурью.

Гончарную посуду относят к предметам так называемой грубой керамики, а фарфор, фаянс и майолику — к предметам тонкой керамики.

Плюсы

Преимуществ у керамики немало. К примеру, она выдерживает температуру нагрева до 450 °С. Для сравнения: посуду с тефлоновым покрытием  можно нагревать без ущерба для ее свойств лишь до 250 °С. Керамическое покрытие – гладкое и идеально ровное – превращает процесс мытья посуды в детскую забаву: протер влажной тряпочкой, вытер насухо полотенцем – и готово.

Недаром в Европе керамику относят к категории easy-clean, то есть легкой в уходе. Одна из причин, по которой посуда с керамическим покрытием пользуется такой популярностью, – это возможность готовить на ней без масла. Нужно ли говорить, насколько отрадна эта новость для следящих за фигурой? Наконец, посуда с керамическим покрытием выпускается в такой богатой цветовой гамме, что радуга меркнет на ее фоне. Яркие цвета возбуждают аппетит – доказано!

Сырье для керамических изделий

Основным сырьем для производства керамических изделий являются пластичные материалы, отощающие материалы и плавни, или флюсы.

Пластичные материалы. К пластичным материалам, используемым в керамическом производстве, относятся различные виды глин и каолина (глинистое вещество обычно белого цвета, состоящее почти целиком из каолинита). Глины в зависимости от содержащихся в них примесей могут иметь разную температуру плавления и различную окраску, причем в тех случаях, когда эта окраска вызвана наличием примесей органического происхождения, при обжиге такие глины приобретают белый цвет (так называемые беложгущиеся глины).

Глина и каолин обладают свойством пластичности, т. е. способностью при замешивании с водой давать тесто, приобретать при внешнем воздействии любую форму и эту форму сохранять.

После обжига глины и каолин получают твердость камня, превращаясь в черепок, уже не обладающий пластичностью и при смешивании с водой не дающий пластичного теста. Этими двумя свойствами и объясняется широкое применение глинистых материалов в производстве различных изделий.

Отощающие материалы. Отощающие материалы применяются в керамическом производстве для снижения усадки изделий, так как высокая и неравномерная усадка изделий из одной глины при сушке и обжиге вызывает деформацию и растрескивание этих изделий. К числу таких отощающих материалов относится кварцевый песок, кварц, битый черепок (битые керамические изделия) и т. п.

Плавни. Плавни добавляют для облегчения спекания составных частей керамической массы. Особенное значение плавни, естественно, имеют в производстве изделий со спекшимся черепком (фарфор и т. п.). К числу плавней относятся полевой шпат, мел, известняк.

Минусы

К сожалению, антипригарные свойства керамического покрытия, на начальном этапе использования посуды часто даже превосходящие тефлон, достаточно быстро начинают сдавать позиции… Если вы планируете оставить ее своим детям и внукам, придется вас разочаровать. Кроме того, далеко не всю посуду с таким покрытием можно мыть в посудомоечной машине.

Гончарная посуда

Гончарную посуду вырабатывают из природных окрашенных глин, содержащих до 20% песка, либо из смеси чистых глин с соответствующим количеством песка.

Для повышения пластичности и освобождения от посторонних примесей гончарную глину часто вымораживают, просеивают, иногда отмучивают.

Формуют изделия из подготовленного глиняного теста чаще всего вручную на вращающихся, так называемых гончарных, кругах, иногда с применением шаблонов. Изделия сложной формы изготовляют лепкой вручную или в гипсовых формах.

Отформованные изделия высушивают, затем, как правило, глазуруют и обжигают при 900—1000°.

Глазурь на гончарных изделиях представляет собой легкоплавкую стеклообразную массу, которая делает поверхность гончарной посуды гладкой и не пропускающей влагу.

Глазуруют гончарную посуду различными способами, но чаще всего окунанием изделий в суспензию (болтушку), представляющую собой взвесь мелкоизмельченной глазури в воде, или наливанием на определенный срок глазури в изделия. При этом влага впитывается в стенки изделий, а частички глазури оседают (присасываются) на их поверхности и при следующем за этим обжиге изделий расплавляются, превращаясь в стекловидную массу, которая приплавляется к стенкам изделий.

Гончарную посуду выпускают чаще всего без украшений, однако отдельные ее виды (кувшины, вазы, настенные блюда) могут быть украшены. Такие изделия чаще всего до глазурования расписывают ангобами и цветными глазурями.

В ассортимент гончарной посуды входят: горшки, крынки для молока, кувшины, миски, блюда, кружки, вазы и т. п.

Гончарная посуда, вырабатываемая на предприятиях Министерства местной промышленности, делится на 1-й и 2-й сорта; посуда же кустарной выработки выпускается обычно одним сортом. Доброкачественность гончарной посуды проверяют внешним осмотром и перестукиванием. Внешним осмотром устанавливается правильность формы и тщательность глазурования.

Керамическая посуда: как с ней обращаться

  • Запаситесь силиконовыми лопатками и ложками, а также мягкими губками.
  • Не ставьте посуду на плиту или на стол «в сердцах», с силой – давайте будем нежнее.
  • Покупайте посуду от известного и, главное, специализирующегося на этих покрытиях производителя.
  • Выбирайте изделие тяжелее и толще – оно будет равномернее нагреваться и дольше отдавать тепло. Это хорошо с кулинарной точки зрения. Кроме того, изделия из тонкого металла, при резком перепаде температур, например, при мгновенном охлаждении под струей воды, могут деформироваться.

Фарфоровая и фаянсовая посуда

Фарфоровую и фаянсовую посуду изготовляют в основном из смеси каолина, белых и беложгущихся глин, кварца и полевого шпата. Используются также молотый фарфоровый и фаянсовый бой.

Керамическая посуда: за и против || Состав керамики для посуды

Масса для фарфора чаще всего содержит 50% глинистых материалов, преимущественно каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата. В массу для фаянса входит 5—10% полевого шпата, 35—40% кварца и 50—60% глинистых материалов (преимущественно белой глины). Таким образом, основное отличие фарфоровой массы от фаянсовой заключается в большем содержании полевого шпата и каолина.

Производство фарфоровой и фаянсовой посуды значительно сложнее производства гончарной посуды. Оно складывается из. подготовки массы, формовки, сушки, двукратного обжига, глазурования и раскраски.

Предлагаем ознакомиться  Состав комбикорма для откорма свиней

Подготавливают массу для фарфора и фаянса очень тщательно. Кварц и полевой шпат обжигают, промывают для освобождения от посторонних примесей, грубо размалывают, затем смесь их с груборазмолотым боем тщательно измельчают в специальных шаровых мельницах. Полученную массу смешивают с глинистыми материалами, пропускают через электромагнит для очистки от примесей железа, через фильтрпресс для удаления избытка влаги и, наконец, через массомялку для получения однородной массы, которую выдерживают некоторое время в подвалах, а затем передают в формовку.

Фарфоровую и фаянсовую посуду формуют с помощью формы и шаблонов или литьем в гипсовые формы. В первом случае изделия формуют из фарфорового или фаянсового теста во вращающихся гипсовых формах (полых или выпуклых) с помощью шаблонов. При этом гипсовая форма образует одну из поверхностей изделия, а шаблон, вырез края которого соответствует форме другой поверхности, выравнивает эту поверхность изделия. Во втором случае жидкую массу (шликер) заливают в гипсовые формы, имеющие внутреннюю полость, соответствующую внешней поверхности изделия.

Значительная часть влаги поглощается при этом из шликера толстыми стенками гипсовой формы, а частички массы остаются на поверхности ее стенок, образуя стенки изделия. Излишек шликера удаляется и изделие после подсыхания вынимают из формы.

Отформованные изделия сушат и подвергают первому, так называемому утильному, обжигу. Обжиг проводится до глазурования изделий при температуре 1250—1280° для фаянса и 900° для фарфора. Обоженные изделия затем глазуруют.

Глазурями для фаянса служат обычно предварительно сплавленные легкоплавкие смеси стеклообразующих материалов, а для фарфора — масса, близкая по составу к черепку фарфора, но более легкоплавкая. Глазуруют фарфоровые и фаянсовые изделия чаще всего окунанием их в жидкую глазурь, т. е. так же, как и гончарные изделия.

Вредные компоненты керамических глазурей, фото № 1

Второй, политой, обжиг применяют после глазурования изделий и ведут при температуре: для фаянса — около 1150° и для фарфора — около 1400°. Вследствие более высокой температуры второго обжига черепок фарфора спекается и в отличие от фаянса становится не пористым, а сплошным.

Как при первом, так и при втором обжиге для предохранения от загрязнения топочными газами изделия помещают в особые формы (капсели или короба), изготовленные из огнеупорных материалов.

По внешним признакам фарфор отличается от фаянса тем, что в тонком слое он просвечивает и при ударе по краю изделия издает длительный звонкий звук, в то время как фаянс не просвечивает и при ударе по краю издает низкий, быстро затухающий глухой звук. Глазурь на фарфоровых изделиях тверже, термическая устойчивость ее выше, чем у изделий фаянсовых.

Украшение посуды. Украшают (раскрашивают) фарфоровую и фаянсовую посуду особыми, так называемыми керамическими, красками. Последние представляют собой чаще всего растертые на скипидаре, глицерине и других веществах тонкоизмельченные сплавы, близкие по составу к цветным легкоплавким стеклам, а также особые препараты золота и серебра.

Раскраска посуды может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае изделия раскрашивают до глазурования после первого обжига и краски закрепляют путем второго (политого) обжига. Во втором случае раскрашивают готовые изделия и нанесенные краски закрепляют путем специального, следующего за раскраской, так называемого муфельного, обжига, производимого при более низкой температуре, чем обжиг политой (около 800—900°).

Вредные компоненты керамических глазурей, фото № 2

Раскраска изделий фарфоровых чаще всего надглазурная, фаянсовых — надглазурная и подглазурная.

Ограниченное применение подглазурной раскраски (особенно в фарфоровых изделиях) объясняется тем, что большинство керамических красок не выдерживает высокой температуры политого обжига изделий и теряет при этом свою окраску.

Основными видами украшения фарфоровой и фаянсовой посуды являются следующие.

Лента, отводка и усик — цветные полоски различной ширины, наносимые кистью на вращающиеся изделия. Усиком называют полоску шириной до 1 мм, отводкой — полоску до 3 мм, лентой — полоску от 3 до 13 мм, причем ленту шириной до 5 мм называют узкой, до 9 мм — средней и выше 9 мм — широкой.

Штамп — мелкий одноцветный узор, наносимый чаще всего по краю изделий с помощью резинового штампика.

К рытье и полукрытье — сплошное покрытие краской всей или части (полукрытье) поверхности изделия. Наносят краску в этом случае с помощью аэрографа, т. е. прибора, распыливающего краску, а также кистью и тампоном. В отдельных случаях, чтобы получить в крытье неокрашенные места в виде различных узоров, на поверхность изделий перед нанесением краски наклеивают бумажки или же нанесенную уже краску снимают (прочищают). В этом случае крытье называют «с прочисткой».

Трафарет — одноцветные или многоцветные несплошные узоры, которые наносят с помощью аэрографа и трафаретов, т. е. чаще всего пластинок свинца или меди, в которых вырезаны те или иные сквозные узоры. Такую пластинку прижимают к поверхности изделий и краску наносят, распиливая ее сквозь отверстия трафарета.

Отличают трафарет от других способов раскраски по ровным, как бы оборванным краям рисунка, отсутствию мазков кистью и наличию просветов между отдельными частями однокрасочного рисунка.

Печать — тонкие сплошные контурные узоры, которые сначала печатаются с помощью металлических валов или пластин на папиросной бумаге, а потом с нее переносят на поверхность изделия. В некоторых случаях эти контурные узоры дополнительно раскрашивают от руки. Такая печать называется «печать с раскраской». Узоры, нанесенные на изделия способом печати, характеризуются наличием резко очерченных одноцветных контуров.

Декалькомания (сокращенно деколь) — это обычно многоцветные сплошные узоры, наносимые на изделие с помощью многокрасочных переводных картинок (наподобие детских, но выполненных керамическими красками).

От печати деколь отличают по отсутствию резко очерченного одноцветного контура и мазков кистью.

Живопись — ручная роспись изделий кистью или пером. Узоры, нанесенные живописью, характеризуются обычно наличием заметных мазков кистью и более густым слоем краски.

Фотокерамика — нанесение на изделия фотоизображений, чаще всего портретов с использованием диапозитивов, т. е. фотоотпечатков на стекле. Техника фотокерамики довольно сложна.

Группировка украшения посуды по сложности. Каждым из перечисленных выше способов могут наноситься узоры различной сложности, к тому же общее оформление может быть произведено не одним, а несколькими способами. Например, деколь может дополняться штампом, живописью, отводкой и т. п., трафарет — штампом, отводкой и т. п.

В фарфоровой посуде таких групп установлено 20, в фаянсовой — 12. При установлении группы сложности раскраски посуды учитывают прежде всего способ нанесения узора (трафарет, деколь, печать и др.). Наряду с этим принимается во внимание характер узора, наличие дополнительных разделок, вид примененной краски.

Дополнительными разделками являются пестрение (частичная разрисовка изделия), разделка, подправка и дорисовка основного рисунка, блик — рельефный мазок бесцветной краской, арабеска — узкий бортовой орнамент, цуровка — прочерчивание узора по ленте золотом или серебром.

Так, например, печать (по фарфору) букетом без раскраски и без дополнительных украшений относится к пятой группе, с отводкой краской — к шестой, с отводкой золотом — к седьмой. Та же печать, но раскидная относится уже к шестой (без отводки), седьмой (с отводкой краской) и восьмой (с отводкой золотом) группам, а печать с раскраской двумя красками — к восьмой, девятой и десятой группам.

Предлагаем ознакомиться  Полезные для мужчин растения

Общая группировка. Фарфоровую и фаянсовую посуду подразделяют по назначению, видам изделий, фасонам, размерам, характеру украшения (разделки).

По назначению фарфоро-фаянсовую посуду делят на чайную (чашки, блюдца, чайники и др.), кофейную (кофейники, чашки кофейные) и столовую (тарелки, блюда, миски и др.).

Виды посуды весьма разнообразны. Так, к чайной посуде относят чашки, блюдца, кружки, стаканы, чайники, сахарницы, масленки, сливочники, полоскательницы, сухарницы, кувшины, молочники, вазы для печенья и конфет, фруктов и варенья, рюмки для яиц. В ассортимент столовой посуды входят тарелки, блюда, бульонки, вазы суповые, соусники, салатники, подливочники, селедочницы, горчичницы, солонки, перечницы, доски для сыра.

Фасоны посуды в настоящее время обозначают порядковыми номерами: 1, 2, 5, 39 и т. д. Особенно разнообразны фасоны фарфоровых чашек (свыше 40 фасонов). Наряду с обозначением фасонов номерами в практике встречается также обозначение фасонов изделий специальными терминами, например: блюдце тазиком, салатник четырехугольный, чайник парный, и др.

Размеры посуды указываются либо по ее емкости в кубических сантиметрах (для полой посуды), либо по диаметру (для плоских изделий).

Характеристика ассортимента. Большинство видов посуды вырабатывают как из фарфора, так и из фаянса. Однако некоторые изделия изготовляют только из фарфора или, наоборот, только из фаянса. Так, например, чайники вырабатывают только из фарфора, а миски и пловницы — только из фаянса.

Марки керамической посуды

Одним из первых покрытий, пришедших на наши кухни, был Thermolon (от GreenPan и Welen). Исходные материалы для него: кремний, кислород и углерод. Из школьной химии вспоминаем, что это песок. Покрытие нейтрально ко всем видам продуктов, то есть можно и готовить, и хранить еду.

Покрытие Ecolon (от Frybest)позиционируется как абсолютно безопасное для человека и окружающей среды – при его производстве не используются тяжелые металлы, а только «дружественные» природные компоненты. Инструкция разрешает использование металлических аксессуаров.

Покрытие Сeramiсa (от Moneta). Данный производитель предлагает добротную посуду от бюджетной, но довольно тонкой, до той, что подороже и с толстенькими стенками. Есть модельный ряд квадратной посуды Forma 2 – стильно и красиво.

Керамическое покрытие от Tefal не содержит ПФОА (перфтороктановую кислоту). Непосредственно при производстве данное вещество используется – производитель этого факта не скрывает, однако при обжиге оно улетучивается и в готовом продукте отсутствует совершенно, что подтверждают исследования.

Разумеется, это далеко не полный перечень производителей. Однако какую бы марку вы ни выбрали, помните главное: керамика требует бережного отношения.

Майоликовая посуда

Майоликовыми в настоящее время называют изделия, имеющие, как правило, на корпусе рельефные украшения и покрытые окрашенной глазурью.

По характеру черепка майоликовые изделия обычно сходны с фаянсовыми, однако в отдельных случаях при производстве майолики применяют и слабоокрашенные гончарные глины. Формуют майоликовые изделия преимущественно литьем в гипсовых формах.

По характеру украшения различают майоликовые изделия без росписи с цветной глазурью (однокрасочной, двухкрасочной и четырехкрасочной) и изделия с росписью цветными глазурями или краской по сплошной однокрасочной глазури.

Основными видами майоликовой посуды являются вазы для фруктов и конфет, кружки для пива, кувшины, масленки, пепельницы, сухарницы-хлебницы, , солонки, рюмки для яиц, чашки с блюдцами, приборы для воды, кружки с крышкой «напейся не облейся» и др.

Размеры этих изделий указывают по их емкости в кубических сантиметрах или литрах, а также по диаметру в миллиметрах.

Сортируют майоликовую посуду, как и фаянсовую, на 1-й, 2-й и 3-й сорта.

Художественно-декоративные изделия

К художественно-декоративным изделиям относят вазы для цветов, тарелки настенные, различные скульптурные изделия, бюсты, барельефы и некоторые виды художественно оформленной посуды.

Вазы для цветов вырабатывают из фарфора, фаянса и майолики. Особенно разнообразны фарфоровые вазы для цветов. Они могут быть самых различных фасонов и размеров, украшаются преимущественно живописью, часто с применением сплошного крытья.

Тарелки настенные изготовляют из фарфора, диаметром 250 мм, украшают их чаще всего живописью.

Скульптурные изделия очень разнообразны по ассортименту, например: гармонист, девушка-строитель, нахимовцы, девочка с кошкой, заяц-трубач, квартет, медвежонок сидящий, слон и др. Подавляющее большинство этих изделий выпускают глазурованными с росписью красками или золотом.

Бюсты и барельефы являются фарфоровыми неглазурованными или глазурованными изделиями.

К посуде художественной относят графины для вина фарфоровые, стопки к графинам, горчичницы, кружки, масленки, чайницы, судки столовые и др. Украшают эту посуду вручную красками и золотом.

Артикулы на изделия этой группы обозначают порядковыми номерами.

Сортировка. По качеству бюсты и барельефы бывают высшего и 1-го сортов. Вазы и другие изделия из фарфора делят на высший, 1-й, 2-й и 3-й сорта, из фаянса и майолики — на 1-й, 2-й и 3-й сорта.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение керамических изделий

Маркировка. Гончарная посуда специальной маркировке не подвергается. Фарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия маркируют нанесением нестирающейся краской клейма на донышко каждого изделия с указанием завода-изготовителя и сорта. Кроме того, в каждую пачку вкладывают (или наклеивают) бумажный ярлык с указанием прейскурантного номера и группы раскраски изделий, упакованных в данную пачку.

Упаковка и транспортирование. Гончарную посуду упаковывают в солому, стружку и т. п. Перевозят ее в крытых вагонах без тары.

Фарфоровую и фаянсовую посуду перевозят либо без тары, в крытых вагонах (вагонные отгрузки), либо в ящиках или бочках. При перевозке тарелки и блюдца, а также чашки, если они перевозятся вместе с блюдцами, завертывают в бумагу через одну штуку, все прочие изделия — каждое в отдельности. Чашки завертывают в пакет по 4—6 штук вместе с блюдцами.

Хранение. Условия хранения керамической посуды сходны с условиями хранения стеклянной посуды; чаще всего такую посуду хранят вместе со стеклянной.

Для рационального использования складской площади и удобства отпуска керамическую посуду укладывают в несколько рядов по высоте. Так, тарелки, если они завернуты через одну в бумагу, ставят одну на другую — до 120 штук; чашки с блюдцами, если они завернуты в пачки, — до 10 рядов по высоте с перестилкой 4—5 листами плотной бумаги через каждые 2 ряда; чайники — в 10 рядов с перекладыванием каждого ряда 2—3 слоями плотной бумаги.

Основы производства керамических товаров. Производство керамических изделий включает следующие основные операции: приготовление массы, формование изделий, сушку, обжиг и декорирование.

Материалы, применяемые для керамического производства, принято подразделять на основные и вспомогательные. К основным относятся материалы, идущие для приготовления керамических масс, глазурей, керамических красок; к вспомогательным — материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм, капселей.

Основные материалы делят на пластические, отощающие, плавни, глазуреобразующие и керамические краски.

Пластическими материалами являются глины и каолины. Глины и каолины образуются в результате распада горных пород типа гранита, гнейса, полевого шпата. Каолины отличаются от глины более чистым химическим составом, меньшей пластичностью, большей огнеупорностью.

Предлагаем ознакомиться  Состав и пропорции бетона для фундамента

Отощающими материалами являются кварц и чистые кварцевые пески, они способствуют уменьшению пластичности глин, снижают усадку и деформацию изделий при сушке.

Плавни понижают температуру плавления и спекания глинистых материалов, придают керамическому черепку плотность, просвечиваемость, механическую прочность; к ним относятся полевой шпат, пегматит, мел, известняк, доломит.

Глазуреобразующие материалы (глазурь) — это тонкий стекловидный слой на поверхности керамических изделий. Она предохраняет черепок от механических воздействий, улучшает его гигиеничность, придает поверхности изделия лучший внешний вид. Глазури бывают прозрачные и непрозрачные (глухие), бесцветные или окрашенные.

Керамические краски применяют для украшения фарфоровых, фаянсовых, майоликовых и других изделий. Основу керамических красок составляют металлы и их оксиды, которые при нагревании образуют с силикатами, алюминатами, боратами и другими веществами окрашенные соединения на черепке керамических изделий. По характеру применения керамические краски подразделяют на подглазурные и надглазурные.

Подглазурные краски наносят на неглазурованный обнаженный черепок, затем изделие покрывают глазурью и обжигают.

Надглазурные — наносят на черепок, покрытый глазурью, и закрепляют их особым обжигом при температуре 600-850 °С.

Приготовление керамической массы осуществляется последовательным выполнением ряда технологических процессов: очистки сырья от вредных минеральных включений, дробления, размола, просеивания через сита, дозирования и смешивания.

Формуют изделия из пластических и жидких (шликер) керамических масс. Изделия несложных форм (чашки, тарелки) формуют из пластической массы влажностью 24—26 % в гипсовых формах с помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах.

. Способ литья из жидкой массы — шликера влажностью 30-35% в гипсовые формы является незаменимым в производстве керамических изделий, где сложность и разнообразие форм исключают использование других способов формования. Осуществляют литье ручным или автоматическим способами.

Сушка способствует повышению прочности керамических изделий, сформированной из пластической массы или отлитых из шликера. Сушку проводят в конвекционных (конвейерных, камерных и туннельных) и радиационнных сушилках при температуре 70-90 °С.

Обжиг является основным технологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений, проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическую прочность.

Обжиг проводят в два приема. Для фарфоровых изделий первый обжиг (утильный) происходит при температуре 900-950 °С, а второй (политой) — при температуре 1320—1380 °С. Для фаянсовых изделий первый обжиг проводится при температуре 1240—1280 °С, а второй — при температуре 1140-1180 °С. Используются печи двух видов: туннельные (непрерывного действия) и горны (периодического действия).

Декорирование изделий является завершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающийся в нанесении на бельё (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок двумя методами: ручным и полумеханизированным.

Усик, отводка, лента представляют собой непрерывные круговые полоски (усик шириной 1 мм, отводка — от 1 до 3 мм, лента — от 4 до 10 мм).

Трафарет наносят аэрографом при помощи пластин из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответствуют наносимому рисунку. Он может быть одноцветным и многоцветным.

Крытьё различают следующих видов: сплошное — все изделие покрыто равномерным слоем краски; полукрытье — изделие покрыто краской шириной от 20 мм и выше, нисходящее — краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия; крытье с прочисткой — по сплошному крытью сделана прочистка рисунка; крытье с прочисткой и раскраской красками и золотом.

Печать наносят на изделие с печатного оттиска на бумаге, при этом получают графический однокрасочный рисунок, который обычно раскрашивают одной или более красками.

Штамп представляет собой наиболее простой способ декорирования. Рисунок наносят резиновым штампом. Чаще штампы наносят золотом.

Декалькомания (деколь) занимает основное место в декорировании изделий. Переносят рисунок на изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. В настоящее время применяют сдвижную деколь. На подкладочную бумагу наносят ацетилцеллюлозную пленку, на которой напечатан рисунок.

Шелкография является перспективным способом украшения керамических изделий. Печатание рисунка производят через шелковую сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изделие подводят под шелковую сетку. Резиновый ролик с краской проходя через сетку продавливает ее в вырезы трафарета и таким образом рисунок переводят на изделие.

Живописные работы выполняют кисточкой или пером ручным способом. В зависимости от сложности живопись бывает простой и высокохудожественной.

Фотокерамика воспроизводит на изделии портреты знаменитых людей, виды городов, особенно эффектна она в цветном исполнении.

Свойства керамических товаров. Основными свойствами керамических изделий являются физические и химические. Свойства керамических изделий зависят как от состава применяемых масс, так и от технологических особенностей их производства.

Основными свойствами являются объемная масса, белизна, просвечиваемость, механическая прочность, твердость, пористость, термическая стойкость, скорость распространения звуковых волн, химическая устойчивость.

Объемная масса фарфора равна 2,25—2,4 г/см3, а фаянса 1,92— 1,96г/см3.

Белизна — способность материала отражать падающий на него свет. Особенно важна белизна для фарфоровых изделий. Белизна определяется визуально путем сравнения испытуемого образца с эталоном или с помощью спектрофотометра.

Просвечиваемость характерна для фарфора, который просвечивает даже при большой толщине изделия, так как имеет плотный спекшийся черепок. Фаянсовые изделия не просвечивают поскольку черепок является пористым.

Механическая прочность является одним из важнейших свойств, от которого зависит долговечность изделия. Удельная механическая прочность, т.е. отношение приложенного усилия к единице толщины дна, определяется по методу свободного падения стального шарика по дну изделия. У фаянса она более высокая, чем у фарфора. Прочность на удар по методу маятника наоборот у фаянсовых изделий ниже, чем у фарфоровых.

Твердость глазурного слоя по минералогический шкале Мооса для фарфора составляет 6,5-7,5, а для фаянса — 5,5-6,5, микротвердость определяется вдавливанием алмазной пирамидки (по Виккерсу). Фарфоровые глазури являются твердыми, майоликовые — мягкими, а фаянсовые относятся к средним.

Пористость определяют методом водопоглощения, которая; у фарфора составляет 0,01-0,2 %, ау фаянса — 9-12 %.

Термическая стойкость характеризует способность изделия выдерживать резкие смены температур. Термическая стойкость фарфоровых изделий выше, чем у фаянсовых. Так в соответствии с действующими ГОСТами глазурь у фарфоровых изделий должна выдерживать перепады температур от 205 до 20 °С, а у фаянсовых — от 145 до 20 °С (для бесцветных глазурей) и от 135 до 20 °С (для цветных глазурей).

Скорость распространения звуковых волн у фарфоровых изделий в 3—4 раза выше, чем у фаянсовых, поэтому при ударе деревянной палочкой по краю фарфоровые изделия издают высокий звук, а фаянсовые — глухой.

Химическая устойчивость глазурей и керамических красок, применяемых для бытовых фарфоровых и фаянсовых изделий, должна быть высокой, так как при обработке слабыми кислотами и щелочами при обыкновенной температуре или при нагревании до 60-65 °С они не должны разрушаться.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector