Мос огород
Назад

Славянские названия животных и растений

Опубликовано: 22.04.2020
Время на чтение: 2 мин
0
1

Чародейные травы и волшебные зелья славян

Знахарь

Деревенский лекарь-самоучка, умеющий врачевать недуги и облегчать телесные страдания не только людей, но и животных.
В народе верят, что не стоит доверяться силе целебных снадобий, если они не наговорены заранее или не нашептаны тут же,
на глазах больного, так как главная сила врачевания заключается в словах заговора,
а снадобья служат лишь успокоительным средством.
Поэтому-то и зовут знахарей «шептунами», именно за те заговоры или таинственные слова,
которые шепчутся над больным или над целебным снадобьем.

Заговоры воспринимаются или из устно, от учителей, или из записей, широко распространенных
среди грамотного сельского населения под названием «цветников», «травников» и «лечебников».

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

Произносятся заговоры шепотом, чтобы не услышал непосвященный человек (иначе заговоры не имеют никакой силы)
и чтобы остались они неотъемлемой собственностью одних только знахарей.
Сопровождаются заговоры различными движениями рук, чтобы удержать силу слов, или, как говорится, «запечатать замок».

Главное отличие между колдунами и знахарями состоит в том,
что первые скрываются от людей и стараются окутать свое ремесло непроницаемой тайной,
вторые же работают в открытую и без креста и молитвы не приступают к делу:
даже целебные заговоры их в основе своей состоят из молитвенных обращений к Богу и святым угодникам как целителям.

У знахаря на дверях замка не висит: входная дверь открывается свободно;
в теплой и чистой избе с выскобленными стенами пахнет сушеными травами, которыми увешаны стены и обложен палатный брус;
все на виду, и лишь только перед тем, как начать пользовать, то есть лечить,
знахарь уходит за перегородку Богу помолиться, снадобье приготовить.

Знахарь, как и весь деревенский русский мир, глубоко убежден, что всякая болезнь есть живое существо.
С нею можно разговаривать, обращаться к ней с просьбами или приказаниями о выходе вон, спрашивать,
требовать ответов (не говоря уже о таких, например, болезнях, как кликушество,
когда сидящий внутри женщины бес не находит даже надобности скрываться и, еще не видя приближающегося крестного хода
или проходящего мимо священ ника, начинает волноваться и выкрикивать женским языком
мужские непристойные ругательства и кабацкие сквернословия).

Бывают случаи, когда болезни даже олицетворяются.

Бесконечное разнообразие знахарских приемов и способов врачевания, составляющее целую науку народной медицины, сводится,
в конце концов, к лечению травами.

Предлагаем ознакомиться  Укроп пахучий латинское название

Знахари и знахарки в деревенской среде считаются людьми, лишь заподозренными в сношениях с нечистою силою,
но отнюдь не продавшими ей свою душу. Знахари пользуются большим уважением в своей среде.
Объясняется это тем, что знахарями делаются люди преимущественно старые, одинокие холостяки или старушки-вдовы
и престарелые девицы, не сделавшиеся черничками (монашками) потому, что захотели быть лекарка ми и ворожеями.

Положение подозреваемых невольно делает знахарей слегка суровыми и очень самолюбивыми и самоуверенными.
Да и подбирается сюда не только народ смышленый, но и положительно стоящий выше других на целую голову.
Оттого у знахарей не выходит с соседями ни особенно близкой дружбы, ни хлебосолья, ни откровенных бесед: тайна пуще всего им на руку.

Наряду со знахарем пользует больных и бабка-лекарка. Она, так сказать, дополняет знахаря по той при чине,
что бывают по женской части такие дела, в которые мужчине никак не проникнуть.
Бабки-повитухи работают вполне независимо, на свой страх и ответ, причем в некоторых случаях
им даже отдается предпочтение перед мужчиной-знахарем, так как бывают такие болезни,
где только женская рука, нежная и мягкая, может принести действительную пользу.

Существенная разница между колдунами и знахарями заключается в том, что наколдуют чародеи, — знахари и знахарки снимут и поправят.
И слава их в этом отношении так велика, что к ним со всех концов стекаются деревенские люди за помощью.

Травники

В стародавние времена, когда человек ощущал себя частью животного мира, он был несравненно ближе и к миру растений,
умел не только рационально использовать различные травы, деревья, их листья и цветы себе на пользу,
но умел, общаясь с ними как с равными существами, вынуть из них тайные и волшебные свойства.

В ту пору человек знал особый язык общения с природой, будучи ее частью, и не самой сильной.
Он просил помощи, получал ее и был за это благодарен.
Поэтому, видимо, и помогали в те поры травы человеку лучше и быстрее.
Вдохновенные колдуны, всеведующие зелейники, травознаи ходили по лугам и лесам, как в насаженном собственными руками саду:
всякой травы, всякой былинки знали свойства и место.
Они хотели и умели использовать не только целебные, но и заветные, волшебные.

Предлагаем ознакомиться  Какие плодовые деревья можно сажать в подмосковье

Травы, долженствующие обладать таинственной силою, собирали в ночь на Ивана Купалу или Аграфену Купальницу
(или Аграфену Лютые Коренья), когда все земное зелие-былие получало сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую.

В старинных рассказах о свойствах трав и других растений много полезного, что можно использовать и в сегодняшней жизни.
Материалы книг, описывающих травы — «Зелейников», «Чародейных травников», «Лечебников», — ценны и используются до сих пор.
Главное, что забылось в суете современного мира, это — как «брать траву». «Целебна трава, если собирать ее знаючи», — вот правило.

Иные травы требовалось рвать, очертя место во круг нее золотом или серебром, что называлось «пронимать сквозь серебро или злато».
Это делалось так: клали на землю около травы с четырех сторон серебро (монеты, украшения)
или раскидывали вокруг золотую гривну (тяжелую шейную цепочку).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrighten-GB

Ночные травы цвели огнем. Таковы были черная папороть, царе-царь, лев, голубь и другие.
Иной цвет пылал неподвижным, сильным пламенем, иной имел вид молнии, летучего, призрачного огня.

Когда они попадали в руки знахаря, сила их все же не могла сказаться вовсю без чародейного, заговорного слова.
Травы словно бы нужно было уговорить, умолвить помочь человеку — или навредить ему.

Баранец-трава

В прежние времена в низовьях Волги росло животное-растение — баранец; оно приносило плод, похожий на ягненка.
Стебель его шел через пупок и возвышался над почвой; ноги мохнатые, рогов нет, передняя часть — как у рака,
есть даже клешни, ими баранец до крови щиплется, приводя в ужас любого прохожего, а задняя часть — это сплошное мясо.

Этот фантастический цветок — метафора молнии.
Когда он цветет, ночь бывает яснее дня и море колышется.
Рассказывают, что бутон его разрывается с треском и распускается золотым или красным, кровавым пламенем,
и притом столь ярким, что глаз не в состоянии выносить чудного блеска;
показывается этот цветок в то же самое время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками…

Ночь, в которую цветет папоротник, бывает среди лета — на Ивана Купала, когда Перун, по древнему представлению,
выступал на битву с демоном-иссушителем, останавливающим колесницу Солнца на небесной высоте,
разбивал его облачные скалы, отверзал сокрытые в них сокровища и умерял томительный зной дождевыми ливнями.

Сверх того, папоротников цвет распускается и в бурногрозовые летние и осенние ночи,
известные под именем воробьиных, или рябиновых, когда часть воробьев черт отпускает на волю,
а другую предает смерти, что указывает на враждебное отношение его к этим птицам.

Предлагаем ознакомиться  Комнатное растение Аукуба японская, уход в домашних условиях

Но, вероятно, еще в эпоху язычества с воробьем стали соединять то же демоническое значение,
какое присваивалось ворону, сове и другим хищным птицам, в которых обыкновенно олицетворялись грозовые бури.

В темную, непроглядную полночь, под грозой и бурею, расцветает огненный цветок Перуна,
разливая кругом такой же яркий свет, как самое солнце; но цветок этот красуется одно краткое мгновение:
не успеешь глазом мигнуть, как он блеснет и исчезнет! Нечистые духи срывают его и уносят в свои вертепы.
Кто желает добыть цвет папоротника, тот должен на кануне светлого праздника Купалы отправиться в лес,
взявши с собою скатерть и нож, потом найти куст папоротника, очертить около него ножом круг,
разостлать скатерть и, сидя в замкнутой круговой черте, не сводить глаз с растения;

Нечистая сила всячески мешает человеку достать чудесный Жар-цвет; около папоротника в заветную ночь
лежат змеи и разные чудовища и жадно сторожат минуту его расцвета.
На смельчака, который решается овладеть этим чудом, нечистая сила наводит непробудный сон или силится оковать его страхом:
едва сорвет он цветок, как вдруг земля заколеблется под его ногами, раздадутся удары грома, заблистает молния, завоют ветры,
послышатся неистовые крики, стрельба, дьявольский хохот и звуки хлыстов, которыми нечистые хлопают по земле;

человека об даст адским пламенем и удушливым серным запахом; перед ним явятся звероподобные чудища с высунутыми огненными языками,
острые концы которых пронизывают до самого сердца. Пока не добудешь цвета папоротника,
Боже избави выступать из круговой черты или оглядываться по сторонам: как повернешь голову,
так она и останется навеки!

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

— а выступишь из круга, черти разорвут на части.
Сорвавши цветок, надо сжать его в руке крепко-накрепко и бежать домой без оглядки; если оглянешься — весь труд пропал:
Жар-цвет исчезнет! По мнению других, не должно выходить из круга до самого утра,
так как нечистые удаляются только с появлением солнца, а кто выйдет прежде, у того они вырвут цветок.
Те же условия: очертить себя кругом и не оглядываться — необходимо соблюдать и при добывании клада.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector