Мос огород
Назад

Экипаж своими руками

Опубликовано: 25.05.2020
Время на чтение: 14 мин
0
6

Б — Бричка

Это слово польского происхождения, оно обозначает легкую четырехколесную дорожную повозку, иногда без рессор. Кузов у брички мог быть как открытым, так и закрытым: кожаным, плетеным или деревянным.

Именно в бричке путешествовал главный герой «Мертвых душ»Николая Гоголя — Павел Иванович Чичиков. Его бричка была «довольно красивая, рессорная», да еще и с удобствами: верх кузова был «от дождя задернут кожаными занавесками с двумя круглыми окошечками, определенными на рассматривание дорожных видов».

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Возможно, поэтому многие русские классики описывали бричку как крайне шумный транспорт. Бричка Льва Толстого подпрыгивала, у Шолохова она гремела или громыхала, а Александр Серафимович писал, что «за ней покатилось нетерпимо знойно-звенящее дребезжание». Давид Бурлюк, посвящая стихи некой птичке с невыносимым голосом, сравнивал ее со старой разломанной бричкой.

Правила запряжки лошади в русскую упряжь

Оглобельно-дуговая запряжка
  • хомут с парой гужей;
  • дуга;
  • седелка;
  • чересседельник;
  • подбрюшник;
  • подпруга;
  • вожжи;
  • шлея;
  • уздечка.

Если говорить о хомуте для коня, то его подбирают индивидуально на каждую лошадь. Она должна прилегать к плечам лошади. Слишком большой хомут можно немного сузить по внутренней части путем нашивания войлока. А вот маленький хомут одевать категорически нельзя. Чтобы использовать чересседельник, обязательно одевать седелку, чтобы тонкий ремень не мог натереть кожу, т.к. во время запряжки он идет через верхнюю часть седелки.

Все части сбруи должны быть лошади впору, слишком тесная или слишком свободная упряжь может привести к травмам и несчастным случаям. То же самое касается и средства передвижения. Перед работой необходимо проверить целостность телеги, работу тормозов.

После того, как все проверено, можно запрягать лошадь и лучше всего это делать под чутким руководством специалиста. Если амуницию одевают в деннике, то все начинается с уздечки, если на развязках, то уздечка одевается в последний момент.

Запряжка лошади

На спину кладется седелка так, чтобы ее передняя часть находилась выше холки. Подпруга затягивается так, чтобы между лошадью могло с трудом пройти 2 пальца.

Хомут одевается клещами вверх и переворачивается непосредственно в узкой части шеи лошади. Затем наступает черед шлеи, которая тщательно расправляется и укладывается на спину.

Экипаж своими руками

При закладке в телегу важно помнить, что конец оглобель должен располагаться рядом с гужами. Закрепляется через петли чересседельник с обеих сторон. Держа левую гужу, вставить в нее дугу, а затем перенести через шею лошади. При необходимости гужи перекручиваются, чтобы дуга из них не выскакивала.

На следующем этапе затягивается супонь таким образом, чтобы сошлись клещи хомута. Если что-то не сходится, происходит регулировка гужей. Здесь нужно прикрепить вожжи одним из двух способов, в зависимости от выезжанности лошади. Закрепить подбрюшник и чересседельник. Запряжка лошади завершена.

Только делать это, опираясь на голую теорию, не нужно. Лучше спросить совета у практиков, иначе это может плохо кончиться.

Упряжь охватывает все части тела
Нагрудник регулируется по размеру с помощью пряжек

Упряжь нужно выбирать только первоклассного качества. Нагрудник регулируется по размеру животного с помощью пряжек, но выбирать хомут следует  по размеру, соответственно параметрам лошади.

Упряжь для тяглового животного продумана таким образом, чтобы охватывать все части тела. Грудь и шея лошади подпоясаны нагрудным ремнем, к нему крепятся ремни и подшейк з своеобразными кольцами для вожжей. Спину, а также живот обходит подпруга, а сверху наблюдается седелка с зажимом, который при надобности регулирует вожжи, после нее спинной ремень и ремень, что служит для крепления оглобель. На крупе размещена шлея с ремнем, подхвостник и ободовый ремень. Вожжи направлены от узды в руки кучера.

В состав нагрудника входит две части:

  • подшеек, обхватывающей шею имеет пряжки, с их помощью регулируется необходимая длина. Подшеек дает возможность регулировать расположение нагрудного ремня. Его особенностью является то, что он должен располагаться свободно на лошади, чтобы не врезаться в нее. Нагрудник шьют из двойной кожи, при этом он идет швом наизнанку. Ширину и надежность нагрудника подбирают соответственно грузу.
  • Постромки, прикрепляющие с двух сторон нагрудника, производят кожаные или веревочные. Кольца предусматривают обыкновенные или подвижные, они поддерживают вожжи в одном положении.
Схема всех составляющих
Илюстрация конской упряжи

Дальше по-порядку идут элементы сбруи, находящиеся на холке. Это:

  • зажим для дополнительных нужд, например для дополнительного поддерживания вожжей;
  • седелка и две мягкие подседельные прокладки;
  • кольца с обеих сторон, через них проходят вожжи. Кольца должны быть широкие, чтоб вожжи свободно двигались и не застревали;
  • кожаные гужи – препятствуют перегибанию постромок;
  • подпруга, которая бывает как единичная, так и двойная (внутренняя и внешняя);
  • спинной ремень и накрупник, крепящиеся к кольцам сзади ;
  • шлея – широкий ремень, что обхватывает заднюю часть лошади. На концах имеются ремни либо шлеевые кольца, которые контролируют движения оглоблей, тем самым защищают карету от опрокидывания. Ремни на крупе держат шлею на соответственной высоте.

В — Возок

Экипаж своими руками

Сергей Иванов. Холопы боярские. 1909. Коллекция Ростроповича и Вишневской

Предлагаем ознакомиться  Эхинацея пурпурная сорта

Термин употреблялся для зимнего вида транспорта — крытой повозки на полозьях. Возок хвалят за тепло, в нем комфортно, можно ехать лежа — «валясь в возок под меховые попоны» (Амфитеатров). Он «наполнен перинами, подушками и пр.» (Виктор Шомпулев). По окнам его могли обивать медвежьим мехом, чтобы не дуло, а изнутри отделывать красным сукном или даже бархатом.

Отмечают, как он легко шел по снегу. Борис Чичерин честно признается: «Когда я, разряженный, сел на возок, мне хотелось все ехать и ехать и никогда не доехать». Наконец, «Покоен, прочен и легок / На диво слаженный возок», в котором отправляется у Некрасова жена декабриста княгиня Трубецкая. Транспорт этот считался тяжелым, неуклюжим и барским, старомодным: в «боярском возке» везут провинциальную Татьяну Ларину на ярмарку невест.

Хомут

Сбруя охватывает шею, часть груди спереди, холку вокруг и живот. А хомут для лошади – шею и плечи. Хомут изготавливается под каждую лошадь индивидуально, соответственно её замеров, поскольку не является регулированным. Хомут снизу подбивается прокладкой, вроде своеобразной подушки и одевается лошади через голову.

Хомут охватывает шею и плечи
Хомут изготовляется индивидуально

Закрепляется он с помощью хомутин, к которым подсоединены ремни хомутные. Снизу находится хомутный ремень, а также хомутный гуж. А самое верхнее крепление принято называть верхним хомутным ремнем. Он наиболее слабый изо всей хомутной связи. Поэтому он нуждается в постоянном контроле и уходе, ведь его разрыв может привести к ужасным последствиям.

Вожжи

Одна упряжная лошадь имеет две вожжи: левая и правая. Вся длина одной вожжи при её полном растягивании становит не меньше чем 4,3 метра. В самом конце левой петли имеется так званая пальчиковая петля, а на правой – овальная пройма либо пряжка. Вожжи применяют гладкие, без каких-либо петель и застежек.

Для того чтобы использовать пальчиковую петлю достаточно просунуть два пальца в конец левой вожжи, на том месте, где левая и правая вожжи скреплены пряжкой. Петля препятствует провисанию вожжей.

Также предусмотрена аварийная защелка, штекер которой вынимают при опасности для того чтобы одним движением отделить лошадь от экипажа.

Д — Дровни

Экипаж своими руками

Николай Сверчков. С хворостом. 1870-е. ГЛМ

Дровни — это крестьянские сани для перевозки грузов. Писатели XIX века сами на подобном не ездили, зато часто сажали в них персонажей из низшего сословия: вспомним пушкинское «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» и «везет лошадка дровеньки» из песенки про елочку. Поэтому-то в 1918 году Цветаева патетически восклицает: «Кровных коней запрягайте в дровни! / Графские вина пейте из луж!»

Оголовье

Оголовье тягловой лошади имеет несколько отличий от упряжи лошади для верховой езды. Дополнительно в набор оголовье к суголовному ремню, нахрапнику, щечным ремням существуют шоры, розетки и трензеля, что регулируются – «Ливерпуль» и «Бакстон». Также зачастую применяется подбородная цепочка с целью выравнивания рычажной движение мундштука.

В оголовья входят отдельные эллементы сбруи
Вид оголовья тягловой лошади

Д — Дрожки

Экипаж своими руками

Неизвестный художник. Серый жеребец, запряженный в дрожки. 1-я половина XIX века

Этим говорящим словом называли легкий экипаж на рессорах, который мог развивать большую скорость — и, естественно, дрожать. У Пушкина дрожки «удалые» и увозят «красоток молодых», «щегольские»; у Лермонтова — «лихие». На «щегольских дрожках» ездит неприятель Голядкина в «Двойнике» Достоевского. Звуки они издают следующие — дребезжат (Алексей Жемужников, Константин Фофанов) и гремят (Иван Никитин).

Булгарин пишет, что дрожки — это «самый беспокойный экипаж в мире». «Это не экипаж, — кричали цивилизаторы, а пытка; он постыдный остаток варварства, он трясет все существо человека не хуже лихорадки», — писал Иван Кокорев в рассказе «Извозчики-лихачи и ваньки».

Шоры

Их применяют с целью защитить глаз лошади от любых неожиданных предметов, что появляются рядом с ней или сзади нее и тем самым могут её отвлекать. В результате чего может возникнуть непредвиденная ситуация, подвергающая опасности экипаж и пассажиров.

Шоры для лошади не должны затруднят обзор движения вперед и надевают их так, чтобы они не касались глаз и их две треть их части находятся ниже уровня глаз. А еще их нужно надежно закрепить.

Шородержатели

Шородержатели защищают шоры от любых движений при езде: колебаний связанных с ветром или в результате потока воздуха. Ведь раскачивающиеся шоры заставляют лошадь волноваться. Шородержатели прикреплены к налобнику. Их производят из грубой кожи либо укрепляют металлической проволкой.

К — Кабриолет

Экипаж своими руками

Джон Корни. Джентльмен с парой своих лошадей, запряженных в экипаж. 1806. Йель

Экипаж своими руками

Это были легкие двухколесные экипажи без козел — то есть для людей, которые хотели править самостоятельно. Экипаж этот был элегантным. Так, у Писемского«неуклюже и робко полез в довольно высокий кабриолет» персонаж по имени Елпидифор Мартыныч, чье имя сразу выдает его неуместность в щегольском транспорте.

В них хорошо было катать девушек: «Из-за леса несся к его деревенскому дому легкий кабриолет, где сидела розовенькая от воздуха и быстрой езды Груня, не без страха прижавшаяся к своему молодому другу» (Александр Шеллер-Михайлов). Управлять им было так легко, что за вожжи брались даже дамы.

К — Карета

Экипаж своими руками

Николай Сверчков. Помещица в пути. 1855. ГРМ

Расхожее слово обозначало закрытый экипаж на четырех колесах и рессорах. Употреблялось оно достаточно широко. А порой становилось и универсальным средством спасения — «Карету мне, карету!» («Горе от ума»).

Предлагаем ознакомиться  Пруд с альпийской горкой своими руками

У Федора Кони был водевиль «Карета, или По платью встречают, по уму провожают» о важности транспорта для престижа.

Теперь давайте подробнее остановимся на технологических моментах. Конечно, современные повозки сильно отличаются от своих предков. Если изготовить кареты точно так, как это делали несколько веков назад, то туристы или новобрачные вряд ли останутся довольны прогулкой в конном экипаже. Трясло в деревянных коробах прилично.

Поэтому современные мастера следуют во многом за автомобильной промышленностью. Здесь в ходу знакомые автомобилистам технологии: дисковые тормоза, амортизаторы, рессоры. Эти механизмы делают поездку более комфортной и безопасной.

Корпус изготавливается из облегченных материалов.

Общая схема того, как сделать карету, выглядит примерно так:

  • из влагостойкой фанеры выкраиваются составные части будущего изделия;
  • на соответствующих заготовках выпиливаются окна и двери;
  • потом собирается корпус (следите за тем, чтобы все части надежно крепились друг к дружке);
  • стойки крепятся при помощи болтов, фигурные части тщательно выравниваются;
  • после того как будет готов кузов, изготавливается рама (для неё подойдет клееный щит);
  • затем монтируется место для кучера и задняя подножка;
  • остов готов, необходимо сделать двери и окна;
  • после этого приступайте к внутренней и внешней отделке;
  • для обивки используйте материалы, применяемые при производстве мягкой мебели, степлер.

Телега для лошади

Конечно, технология и этапы могут слегка меняться. Все зависит от того, открытый или закрытый экипаж вы делаете.

Да и внешний вид может сильно разниться. Так, вам могут заказать весьма нестандартные модели. К примеру, будьте готовы создать карету в виде тыквы, как в сказках про Золушку. Если же вы беретесь за заказ для коллекционера, то вам нужно до тонкостей соблюдать всю технологию, применявшуюся в конкретную эпоху. Здесь необходимо будет изучить исторические хроники, книги, исследования специалистов.

Капсуль

Такое приспособление как капсуль для лошади, должен быть прочно закреплен с внутренней стороны нащечного ремня. Он защищает этот ремень от излишнего сдвига назад во время натяжки вожжей. Проверить правильность закрепления капсуля очень легко – если под него можно просунуть два пальца, значит все сделано хорошо.

Оголовья для одной упряжки могут надевать одинаковые украшения, чтобы визуально вся группа лошадей спереди смотрелась красиво и одинаково.

К — Кибитка

Экипаж своими руками

Николай Сверчков. Застигнутые бурей. ГРМ

Словом, заимствованным у кочевников, в России называли крытую повозку. Часто верх у нее был на дугах и мог откидываться — напоминая «бабушкин чепчик» (Николай Телешов). Хорошая кибитка — значит, «с просторным волчком и двойным рогожным навесом» (Иван Лажечников) или «с кожаным верхом и наглухо застегнутым фартуком» (Павел Мельников-Печерский).

Вяземский посвятил ей целое стихотворение, весьма злобное: «А подвижной сей каземат, / А подвижная эта пытка, / Которую зовут: кибитка». Пушкин более жизнерадостен: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». С другой стороны, в своих «Дорожных жалобах» он стенает: «Долго ль мне гулять на свете / То в коляске, то верхом, / То в кибитке, то в карете, / То в телеге, то пешком?»

Трензеля и удила

Помимо трензеля, используемый зачастую во время тренировок молодняка, упряжным лошадям чаще всего одевают мундштук-стержень. Действует он по принципу рычага с шарнирным соединением. Уровень шарнирного соединения, идущий выше мундштука, и определяет размах рычага. Сила эффекта зависит от длины расстояния, а этот факт заставляет кучера всегда быть начеку. Угол рычага к загубнику должен быть в пределах 45°.

Ливерпульский трензель характеризуется 2-3 местами соединения с вожжами, что позволяет хоть немного регулировать размах мундштука.

В упряжке из нескольких лошадей (двух и больше) заднему животному часто одевается мундштук типа «Бакстон». Он имеет перемычку с двумя рычагами. Такая перемычка препятствует вожжам, что идут от передних лошадей с большой силой давить на трензель.

К — Коляска

Экипаж своими руками

Николай Сверчков. Катание в коляске (Александр II с детьми). Ярославский художественный музей

В России под «колясками» понимали множество видов рессорных открытых экипажей. Например, разновидностями городской коляски были ландо и фаэтон. В Европе же, напротив, «коляской» назвали конкретный вид модного экипажа.

Коляска стала героиней одноименной повести Гоголя: владелец там хвастается, что она легка как перышко, а рессоры такие, будто «нянька вас в люльке качала». В итоге оказывается, что хвастовство пустое. Одноименное стихотворение ей посвятил Вяземский: «Несется легкая коляска, / И с ней легко несется ум». Красивая коляска — вопрос престижа: Долли Облонская и ее кучер стесняются своего старого, залатанного экипажа во время визита в деревню Вронского.

Заканчивается все это с техническим прогрессом: «Элегантная коляска, в электрическом биеньи, / Эластично шелестела по шоссейному песку» (Игорь Северянин).

Способы запрягания

В том случае, когда требуется запрячь одну лошадь, то сбруя надевается с левой стороны, а если пару, то лошадь с левой руки запрягается слева, а та, что с правой руки запрягается справа.

Если требуется надеть нагрудник, то возьмите его в обе руки подшейком наверх. Поставте подшеек на шею и просто подогните. Нагрудник пристроен правильно, если место идущие выше грудины не больше чем ладонь. Хомут нужно одевать верх ногами, при этом узкий конец идет вниз. После того как сквозь него прошли уши хомут стоит перевернуть.

Он одет правильно, если между хомутом и телом лошади свободно проходит кулак. Дальше нужно надеть на ремни холки, и немного затянуть подпругу. Если вам нужно надеть хомут, фальш-матрингал соединяют с подпругой, при этом направляют его между ног. Упряжь в таком случае должна находиться на ширину руки сзади от подпруги.

Предлагаем ознакомиться  Елки топотушки своими руками на новый год

Накрупник подсоединяют к спинному ремню, шлея же проверяется рукой, ее просувают между упражью и крупом. После чего подсоединяют постромки и в самом конце вожжи пропускают через кольца либо ушки и соединяют с трензелями. Когда надели оголовье, очень важным является момент проверки подбородной цепи, нужно убедиться в том, что она не перекрученная в желобе.

Запрягание

Приведите лошадь спереди коляски и нужно попросить второго человека толкать коляску в направлении животного, но при этом немного приподнять оглобли, чтоб не зацепить лошадь. После чего они опускаются и соединяются к постромкам и D образным кольцам. Петли нужно направить перед скобами, чтоб защитить оглобли от сильного подъема вверх.

Распрягание

Естественным является тот факт, что распрягание проводят в обратном порядке от запрягания. После того как лошадь полностью освободилась от коляски следует проверить целостное состояние упряжи и не образовалось ли на теле лошади свежих ран.

В каком уходе нуждается сбруя?

Лучше всего периодически ухаживать за конной амуницией: тщательно чистить мокрой губкой, и делать это надо сразу после каждого использования, чтобы убрать пот и грязь. Соль, что содержится в поте, способна сделать кожу загрубевшей. Помимо этого один раз в неделю надо мыть упражь в седельном мыльном растворе, только перед этим обязательно надо отсоединить всевозможные элементы упряжи друг от друга.

После такой процедуры все части сбруи должны высохнуть естественным путем, поскольку возле нагревательных приборов или на солнце процесс высыхания кожи способствует растрескиванию кожи. Смажьте вычищенную упряжь воска и протрите до блеска. Патентованную кожу отменного образца воском натирать не рекомендуется, вместо воска протрите сухой тряпочкой.

Вешалка для упряжи

Такое несложное приспособление на колесиках способно облегчить процесс запрягания и распрягания лошади в правильном порядке. Очень удобно подкачивается к лошади, и снимаются (или развешиваются) все части по очереди. Каждая основная часть упряжи нуждается в отдельной вешалке: для хомута, для седелки и подпруги, для оголовья и так дальше.

Каждая основная часть упряжи нуждается в отдельной вешалке
Удобно подкатить к лошади и совершить запрягание или распрягание

На такую вешалку можно приспособить и кнут, но только надобно следить и всегда вешать его на крючок, ведь нужно, чтоб он всегда оставался в прямой форме.

С — Сани

Экипаж своими руками

Иван Пелевин. Дети в санях. 1870. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область

Еще одно средство передвижения, надолго прописавшееся в поэзии. «И растопорщивши оглобли, сани ждут, / Когда их запрягут» (Жуковский); «К городу Рязани / Катят трое сани, / Сани развальные / Дуги расписные» (Мей). В отличие от дровней, в санях можно заметить не только крестьян. Дворяне владеют собственными санями и ездят в них, улегшись поудобнее и закутавшись в теплые полсти и одеяла.

У Плещеева в «Зимнем катанье» и у других авторов их кроют ковром. В «Женитьбе» Гоголя в роспись приданого входят дрожки и «сани парные с резьбой, под большой ковер и под малый». У Николая Телешова упоминаются сани «с ковровым задком и мягким сиденьем». Обильно употребляется поговорка «Не в свои сани не садись».

Т — Тарантас

Экипаж своими руками

Тарантас. 1880-е. Национальная библиотека Конгресса

Тарантасом называлась особая крытая повозка на длинной продольной раме, уменьшавшей тряску в долгом пути. Часто он ветхий и дребезжащий (Сергей Соловьев), идет вперевалку (Иван Суриков). У Соллогуба в повести «Тарантас» главный герой совершает в нем путешествие по России — разумеется, сатирическое, и колымага в итоге превращается в аллегорию.

Но если «тарантас скрипит» у Брюсова или Блока — то это уже нарицательное.

Т — Тройка

Экипаж своими руками

Николай Сверчков. Тройка. 1865. Томский областной художественный музей

Это не вид повозки, а способ упряжки — три лошади, причем центральная (коренник) смотрит прямо, а боковые (пристяжные) красиво изгибают головы в сторону. Зимой тройкой запрягали сани, летом — колесный транспорт. Специфически русское изобретение стало национальным символом, чему способствовало воспевание птицы-тройки Гоголем — «Русь, куда ж несешься ты?» («Мертвые души»).

Тройка, пожалуй, лидер по вдохновлению поэтов и композиторов. Тут и пушкинская «Зимняя дорога», и «Тройка мчится, тройка скачет» Вяземского, и некрасовская «Что ты жадно глядишь на дорогу…», а также «тройка удалая» с «колокольчиком — даром Валдая» Глинки… Всех не перечислить. Поэтам нравилась ее лихость и скорость — она «борзая», «бойкая», «лихая», «шальная», «бешеная»; ямщик на ней «ухарский».

Ф — Фаэтон

Экипаж своими руками

Фаэтон императрицы Марии Федоровны. Дания. До 1821. ГМЗ Царское Село

Это открытый четырехколесный городской экипаж, двух- или четырехместный. Такая разновидность модной рессорной коляски получила название в честь сына бога Гелиоса (кстати, одного из первых погибших в дорожной катастрофе). Если верить классике, фаэтон — «красивый» (Писемский), «хорошенький» (Михаил Авдеев) и «забавный» (Федор Кони).

У Петра Боборыкина мы видим двухместный отлогий фаэтон с открытым верхом, который вдобавок тих в езде. Запрягали в этот «легонький, щегольский» экипаж быстрых рысаков и красовались перед окружающими.

Виртуальный тур по хранилищу карет и конской упряжки в Эрмитаже.

«Культура.РФ» благодарит за помощь в создании материала Ирину Бредихину, научного сотрудника, хранителя фонда «Сбруя. Кареты» ГМЗ «Царское Село».

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector